Содержание
- Характеристика клинических форм дизартрии
- Дизартрия у детей — признаки и степени развития заболевания, методы терапии и упражнения
- Общие сведения
- Развитие нарушения в детском возрасте
- Классификация дизартрии по степени тяжести
- Формы дизартрии
- Псевдобульбарная дизартрия
- Диагностика
- Лечение и коррекция
- Лечение и коррекция
- Симптоматика
Характеристика клинических форм дизартрии
Выделяют такие формы дизартрии речи у детей: бульбарную, подкорковую, мозжечковую, корковую, стертую или легкую, псевдобульбарную.
Бульбарная дизартрия речи проявляется атрофией или параличом мышц глотки и языка, снижением мышечного тонуса. При такой форме речь становится нечеткой, замедленной, невнятной. Люди с бульбарной формой дизартрии характеризуются слабой мимической деятельностью. Она появляется при опухолях или воспалительных процессах в продолговатом мозге.
В отечественной и зарубежной науке выделяются такие формы псевдобульбарной дизартрии:
- спастическая;
- паретическая;
- смешанная;
- стёртая.
Спастическая форма псевдобульбарной дизартрии характеризуется следующими симптомами:
- гиперкинезия гортани (чрезмерное напряжение дыхательных мышц);
- тонус мягкого нёба нарушен;
- парез языка (спастический);
- состояние напряжённости губной мышцы.
В связи с такими особенностями речь пациента становится монотонной, артикуляционная поза удерживается с трудом.
Может наблюдаться артикуляции без единого звука. Часто в речевой мускулатуре длительное время отсутствует покой, происходят спазмы губы, появляется напряжённая улыбка. При данной форме заболевания имеют место проблемы с глотанием, сосанием.
Разобрать речь пациента сложно. Слова произносятся часто на вдохе и, таким образом, речь звучит от спазма до спазма. Голос слабый, иссякающий. Темп речи может быть и быстрый, но постоянного ритма нет.
Паретическая форма
Паретическая форма псевдобульбарной дизартрии наблюдается при гипотонии речевой и скелетной мускулатуры. Характеризуется форма паретичностью мышцы языка, губ, мягкого нёба. Заметна асинхронность артикуляции и дыхания.
Часто может наблюдаться обильное слюноотделение. При произношении отдельных звуков их качество может быть сохранено, но в общем потоке слов происходит смазанность звуков. Во время разговора голос тихий, монотонный, глухой, «в нос». При произношении отдельных звуков голос может быть ярким и звонким, но быстро иссякающим.
Иные размытые формы
Смешанная форма встречается на практике чаще всего. Особенностью её есть повышение тонуса одних групп мышц, с одновременным понижением других групп. Так, например, мышцы губ могут находиться в повышенном тонусе, а язык полностью распластан.
Стертая форма характеризуется маловыраженной симптоматикой.
Дизартрия у детей — признаки и степени развития заболевания, методы терапии и упражнения
Дизартрия – это изменение речевой функции, которое сопровождается неправильной работой артикуляционного аппарата, изменением голоса, ритмичности речи, интонации, дыхания. При этой патологии возникает повреждение мозга, вызывающее нарушение психофизических процессов в нейронах, что ведет к плохой иннервации мышц артикуляции.
Дизартрия в МКБ имеет код R47.1. Распространенность болезни у детей в среднем 5-6%, но постепенно отмечается увеличение частоты встречаемости, особенно в последние несколько лет. У пациентов с детским церебральным параличом дизартрические нарушения диагностируют в 70-85%.
Дизартрия возникает по причине поражения головного мозга. Повреждение мозговой ткани провоцируют токсикозы во время вынашивания плода, особенно в третьем триместре, дефицит кровотока матки, несовпадение резус-фактора у матери и малыша, хронические болезни беременной, травмы, аспирация околоплодными водами, обвитие пуповиной, желтушный синдром, роды раньше срока.
Дизартрические нарушения иногда провоцируют воспалительные и инфекционные болезни головного мозга: менингит, энцефалит. Также патологию речевой функции вызывают рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, миастения, нейросифилис, олигофрения, миотония и другие. У малышей дизартрические изменения возникают по причине перенесенного отита, гидроцефального (гидроцефалия) или интоксикационного синдрома, травмы мозга.
Существует классификация, которая была создана для неврологов и логопедов. Она составлена по локализационному и синдромологическому принципу.
Классификация в неврологии (пять разновидностей патологии):
- Бульбарная.
- Псевдобульбарная.
- Экстрапирамидная (подкорковая).
- Мозжечковая.
- Корковая.
Бульбарная разновидность болезни спровоцирована повреждением ядер черепно-мозговых нервов, а именно языкоглоточного, подъязычного, блуждающего. Псевдобульбарная – обусловлена повреждением корково-ядерных проводящих путей. Экстрапирамидный вид возникает по причине повреждения подкорковых ядер. При мозжечковой разновидности заболевания поражены структуры мозжечка и его проводящие волокна. Корковая форма спровоцирована очагами повреждения коры мозга.
При ДЦП различают следующие разновидности болезни:
- спастико-ригидная;
- спастико-паретическая;
- гиперкинетическая;
- атактическая;
- атактико-гиперкинетическая.
В логопедии разграничивают четыре степени дизартрических нарушений. Они отличаются степенью выраженности речевых нарушений. Классификация позволяет оценить состояние пациента, поставить диагноз, определиться с планом коррекции речи.
Степень дизартрических нарушений | Описание |
1 (стертая дизартрия) | |
2 | Патологию речи могут услышать окружающие, но при этом речь понятна. |
3 | Понимают речь только родственники и друзья пациента, посторонние люди испытывают затруднение в разборе речи. |
4 | Речевая функция отсутствует или не понятна для родственников. |
У пациента с бульбарной дизартрией может проявляться речевая и неречевая симптоматика. Чтобы вовремя выявить патологию и начать эффективное лечение, нужно точно знать, как она проявляется. Симптомы могут быть разными.
Речевые признаки дизартрии:
- Речь ребенка неожиданно становится невнятной, даже родители не могут понять, что он говорит. Создается впечатление, что у малыша полный рот каши, и она мешает ему четко произносить звуки.
- Нарушается артикуляция губ и языка.
- Голосовые связки становятся менее подвижными, поэтому голос больного становится все тише.
- Ребенок говорит «через нос», голос становится глухим, в речи отсутствуют звонкие звуки.
Неречевые признаки бульбарной дизартрии:
- Дыхание становится поверхностным и аритмичным.
- Мышцы лица малоподвижны.
- Непроизвольное слюноотделение.
- Паралич или парез мышц туловища, рук и ног. Ребенок не может нормально передвигаться, неправильно воспринимает пространство.
- Ребенок не может сфокусировать взгляд на предмете из-за нарушений в работе глазодвигательных мышц.
- Эмоционально-волевые расстройства.
Симптомы дизартрии, как правило, хорошо заметны окружающим (за исключением первой степени тяжести). Это затрудненная и невнятная в той или иной степени речь, которую в народе называют «кашей во рту». Обусловлено это явление иннервацией мышц губ, неба, языка, речевого аппарата в недостаточной степени. Дыхательная мускулатура и гортань также развиты недостаточно либо же отличаются определенной дисфункцией.
Дизартрия часто сопровождена нарушенной моторикой артикуляции, то есть имеет место постоянное напряжение мускулатуры губ, их тонус. Теми же явлениями отличаются мускулы и мышцы шеи, языка, лица. Характерно плотное смыкание губ либо же, наоборот, при гипотонии губы не смыкаются, рот полуоткрыт, у пациента имеется обильное слюноотделение.
Дизартрия имеет одну характерную черту: дефекты произношения, речевые нарушения отличаются стойкостью, пациенту трудно их преодолеть, чтобы произнести какое-либо слово. Кроме того, большую длительность занимает автоматизация звуков, артикуляция их крайне затруднена. Для дизартрии характерны некоторые особенности произношения: межзубное произношение сопровождает шипящие и свистящие звуки, может наблюдаться озвончение, смягчение согласных.
Речевое дыхание также затрудняется. При дизартрии пациент делает короткий вдох, в момент произнесения речи дыхание учащается и прерывается. Голосовые интонации также нарушаются: голос становится слабым при произношении звуков, меняется тембр, становясь глухим, пациент произносит звуки «в нос». Речь монотонна.
Поскольку дизартрия подразумевает нечленораздельное произношение звуков, у детей этот фактор приводит к нарушению слухового различия звуков, фонематического анализа и синтеза. Словарный запас не формируется или же формируется с большими трудностями, речь страдающего дизартрией ребенка неструктурированная и зачастую несвязная.
В медицине псевдобульбарная дизартрия условно подразделяется на три стадии:
- Легкая стадия проявляется незначительными нарушениями. Наблюдается небольшая смазанность произношения (особенно шипящих и рычащих звуков). Слух не нарушается. При написании слов некоторые буквы могут меняться местами.
- Средняя стадия заболевания встречается наиболее часто. Для неё характерным есть практически полное отсутствие движений мимических. Затрудняется пережевывание пищи в результате того, что язык плохо передвигается. Проблемным также есть и глотание. Разговор таких пациентов невнятный, при произношении слов могут пропускаться по несколько звуков, наблюдается разговор «в нос». При написании слов могут пропускаться даже гласные буквы.
- Тяжёлая стадия – анартрия. У пациента наблюдается полное отсутствие мимики в результате неподвижности мышц речевого аппарата. Нижняя челюсть постоянно отвисает, а язык всё время обездвижен. Речь у таких людей полностью отсутствует, лишь иногда могут вырываться нечленораздельные звуки. Данная степень сопровождается нарушением умственных способностей.
В 70% случаев бульбарная дизартрия развивается на фоне врожденного детского церебрального паралича. Головной мозг малыша поражается еще в процессе внутриутробного формирования или в младенческом возрасте (до 1,5-2 лет).
Реже дизартрия развивается, как серьезное осложнение после перенесенного инфекционного заболевания ЦНС – энцефалита, менингита. К провоцирующим факторам дополнительно можно отнести травмы головы, гнойный отит, сотрясение мозга.
Симптомы дизартрии в детском возрасте проявляются в зависимости от тяжести течения патологии. В соответствии с доминирующими симптомами дизартрии у детей выбирают тактику лечения. Симптоматика при дизартрии коррелирует с формой заболевания:
- Бульбарная. Наблюдается нарушение произвольной и непроизвольной двигательной активности мышц, обусловленное их ослаблением и гипотрофией. Вследствие нарушений ухудшается артикуляция, фонация (использование гортани в процессе воспроизведения звука), функции жевания и глотания.
- Псевдобульбарная. Гипертонус (повышенный тонус) мышц в области языка, который становится напряженным и неподатливым. Снижение подвижности органов, участвующих в процессе артикуляции. Сопровождается нарушением модуляции (изменение высоты, связанное с интонацией), осиплостью, охриплостью голоса. Параллельно выявляется усиление саливации (слюноотделения).
- Мозжечковая. Гипотония (снижение мышечного тонуса), подвижный язык, легко совершающий произвольные движения. Как следствие атаксии речевой мускулатуры происходит уменьшение силы голоса, явно выраженное в конце фразы. Речь скандированная (медленная, отрывистая, произносимая по слогам).
- Подкорковая. Отсутствие согласованности в работе мышц вызывает расстройства характеристик речи – темпа, мелодичности, плавности. Искажение артикуляции сочетается с напряженностью, отрывистостью звучания фраз.
- Корковая. Проявляется затруднением при переходе, перестройке артикуляционного аппарата в процессе произнесения разных звуков. Наблюдаются множественные паузы в рамках одного слова, повышенная сила голоса, отсутствие плавности, замедленность речи.
Ребенок с дизартрией говорит, а у окружающих складывается впечатление, что он «каши в рот набрал». Его слова неразборчивы, произношение нечеткое, непонятное. Нарушение состояния мышечной составляющей аппарата речи не обеспечивает четкости и разборчивости в произношении. При этом у ребенка проявляются и дополнительные признаки нарушения состояния речевых нервных окончаний.
Мышцы вполне могут быть расслаблены или избыточно напряжены, ребенок нередко производит впечатление напряженного в целом, ведь редко напрягается язык и остается расслабленной, например, шея или губы. Потому при спастической форме зажимы распространяются и на мышцы шеи, губы ребенка плотно смыкаются, лицевые мышцы напряжены.
Если дизартрия скрытая, ребенок нарушает произношение лишь отдельных звуков, возникает ощущение некоторой «смазанности» речи. По мере увеличения степени патологии наблюдают пропуски звуков, слогов, замена их на другие. Дети с дизартрией практически любого типа говорят медленно, отсутствует выразительность, эмоциональный окрас речи. Активность речи у детей снижена, наблюдается общее недоразвитие речи. Если происходит общий паралич, то моторная речевая функция становится невозможной в принципе.
Среди множества нарушений детской речи дизартрия имеет свою специфику: нарушения носят стойкий характер, их очень трудно преодолеть. Если ребенок не выговаривает определенный звук, это не дизартрия. При истинной дизартрии не выговаривается почти весь алфавит, искажено даже произношение таких простых в воспроизведении гласных звуков.
Шипящие ребенок будет пытаться произносить боковым способом, отводя язык вбок, более звонкими и мягкими будут звучать твердые согласные звуки. Речевое дыхание становится патологическим: выдох укорачивается, а в момент, когда необходимо что-то произнести, ребенок начинает дышать более часто и прерывисто.
Голос у детей с дизартрией тихий, слабый, глухой, монотонный, постепенно утихающий во время произношения, нисходящий. Последствия дизартрии при отсутствии терапии могут быть малоприглядными: человек перестает нормально дифференцировать звуки на слух, постепенно лишается коммуникативных навыков, у него не складывается и не обогащается словарный запас.
Разные виды патологии могут иметь несколько различные проявления.
- Бульбарная – отсутствует выраженная мимика, у грудничка нарушен сосательный рефлекс, с большим трудом ребенок может глотать пищу, жевать, у него выделяется избыточное количество слюны, может наблюдаться слюнотечение. Все согласные при такой форме расстройства речи звучат похоже, как единый щелевой невнятный звук, голосовая функция нарушена – есть охриплость, ребенок произносит звуки «в нос».
- Псевдобульбарная – мышцы, наоборот, пребывают в повышенном тонусе, не расслабляются, и именно это затрудняет задачу произношения. Если попросить ребенка поднять кончик языка вверх и пошевелить им в разные стороны, у него это практически не выйдет. Таким ребятам тоже свойственно повышенное слюнотечение, они часто сглатывают, порой возникает ощущение, что эти глотания носят нервный характер.
- Подкорковая форма заболевания сопровождается непроизвольными движениями мышц, сокращениями, страдают не только речевые, но и мимические мышцы. Такие признаки могут появляться и в состоянии покоя, но чаще всего они возникают в моменты, когда дети волнуются, и чем сильнее волнение, тем более затрудненной является артикуляция. Сила голоса нарушена, тембр тоже оставляет желать лучшего. Порой у детей с такой формой дизартрии наблюдаются непроизвольные случайные гортанные выкрики. Сама речь может быть либо замедленной, либо убыстренной, нередко форму нарушения сопровождает органическое заикание.
- Мозжечковая форма дизартрии проявляется нарушением координации речи, язык может мелко подрагивать, произношение может быть «толчками» с выкриками. Общий темп снижен. Но нарушение речи при такой патологии – не единственный признак. У ребенка с нарушением функционирования мозжечка неустойчивая и шаткая походка, нарушенное равновесие, его движения очень неловкие.
- Корковая форма патологии проявляется нарушением произвольного произношения, утратой ранее приобретенных речевых навыков. При этом речевое дыхание сохранено, голос и тембр в порядке. От того, насколько масштабно поражена кора головного мозга, зависит, сможет ли ребенок не только произносить звуки, порой встречаются трудности с распознаванием речи, письмом и чтением.
Общие сведения
Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.
В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.
Дизартрия
Развитие нарушения в детском возрасте
Поскольку при дизартрии нарушена работа тех или иных нервных окончаний, координирующих деятельность речевых мышц с головным мозгом, то в зависимости от расположения очага иннервации выделяют несколько видов патологии:
- бульбарная форма – возникает при разрушении ядер черепно-мозговых нервов, нарушается структура нервов языкоглоточного нерва, подъязычного, блуждающего нерва, а иногда и тройничного;
- ложная бульбарная форма (псевдобульбарная) – ядра нервов целые, но поражены проводящие пути между корковым слоем и ядерным;
- подкорковая форма – ее также называют экстрапирамидной, при такой патологии речь нарушается из-за поражения подкорковых ядер;
- мозжечковая форма – название говорит само за себя: поражение сосредоточено в мозжечке;
- корковая форма – нарушение речи происходит на фоне нескольких очагов поражения коры мозга.
В нарушении всегда прослеживается определенный синдром: либо мышцы чрезмерно напряжены, либо патологически расслаблены, поэтому специалисты выделяют спастические, ригидные, гиперкинетические, атактические варианты патологии.
В логопедии существуют степени выраженности такого нарушения речи.
- Первая степень (она же легкая, она же стертая дизартрия). Внешне практически не проявляется, и обратить внимание на неполадки в речевой артикуляционной моторике у детей может только специалист и только во время специального обследования.
- Вторая степень. Речь вполне понятна, и у детей не возникает серьезных проблем с коммуникациями, но окружающие замечают некоторые отклонения, нарушения звукопроизношения.
- Третья степень. Что именно говорит ребенок, могут понять только его близкие и родные, которые проводят с ним много времени и знают, что именно чадо имеет в виду. Иногда часть речи бывает доступной для понимания и людям совершенно чужим.
- Четвертая степень (она же тяжелая). Отсутствие речи вообще или полная ее неразборчивость, при которой даже близкие затрудняются пояснить, что сказал ребенок и что он имел в виду.
Данное нарушение возникает у детей из-за поражения заднелобных и подкорковых отделов мозга. У маленьких пациентов наблюдается ограниченность подвижности органов воспроизведения, усложняется артикуляция. Дизартрия нередко становится причиной нарушения письма, чтения, а в некоторых случаях патология провоцирует общее недоразвитие речи у ребенка.
Наблюдается смазанность и нечеткость в произношении звуков, голос проявляется сначала в крайне слабой степени воспроизведения, а затем в очень резкой.
Патологический процесс даже в тяжелой форме часто проявляется у детей при сохраненном интеллекте, тогда как легкая степень заболевания может привести к нарушению интеллектуального развития у малыша.
В клинической практике дети с дизартрией определены в разные группы, в которых учитывается степень выраженности и тяжесть симптоматических проявлений. Клинико-психологическая характеристика болезни основывается на разделении пациентов:
- дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;
- dysarthria при гидроцефалии;
- болезнь, проявляющаяся при олигофрении;
- патологический процесс, возникший при детском церебральном параличе (ДЦП);
- патология, резвившаяся из-за задержки психического развития (ЗПР);
- dysarthria при минимальной форме мозговой дисфункции (ММД).
Медики в качестве основного фактора, провоцирующего дизартрию, считают поражение мозга. Также причиной патологического процесса становится перенесенное женщиной в период беременности какое-либо инфекционное заболевание или тяжелая форма токсикоза. Помимо этого, в качестве возможного фактора развития заболевания у ребенка учитывается перенесенные вирусные болезни, поражающие оболочки мозга.
Основные причины дизартрии:
- гестоз;
- резус конфликт;
- внутриутробная гипоксия плода;
- недоношенность;
- родовая травма;
- асфиксия при рождении;
- стремительные или затяжные роды;
- гидроцефалия;
- гнойный отит;
- менингит, менингоэнцефалит;
- опухоли головного мозга;
- черепно-мозговая травма;
- гнойный средний отит;
- ядерная желтуха новорожденных;
- сильное отравление.
Выраженность патологии у детей зависит от характера и тяжести поражения центральной нервной системы. Условно различают три степени развития дизартрии:
- Легкая (стертая). Характеризуется незначительными дефектами речи и малой неречевой симптоматикой. Чаще развивается стертая дизартрия у детей дошкольного возраста. Логопеды-практики иногда используют термины «дизартрический компонент» или «минимальные дизартрические расстройства». При легкой степени заболевания общая разборчивость речи не нарушена, но присутствует нечеткое или смазанное произношение свистящих, сонорных и/или шипящих звуков.
- Средняя. При умеренно выраженной дизартрии нарушена общая разборчивость речи, она становится малопонятной для окружающих. Отмечаются многочисленные искажения почти во всех фонетических группах. Ярко выражено нарушение тонуса лицевой, губной, язычной мускулатуры. Удержание языка в определенном положении представляет значительные трудности.
- Тяжелая (анартрия). В результате паралича речедвигательных мышц развивается полное отсутствие звукопроизношения. У большинства детей проявляются расстройства дыхательного, фонаторного, артикуляционного отдела. Помимо патологии речевой деятельности, формируется динамический артикуляционный праксис. Нарушения обусловлены ярко выраженными речедвигательными синдромами.
В медицинской практике артикулярных патологий дизартрия подразделяется на виды по проявлению симптоматики и расположению патологических дисфункций. Врачи выделяют следующие формы дизартрии:
- Бульбарная. Процесс обуславливается комплексным нарушением в речедвигательном анализаторе. Развиваются мышечные парезы, параличи языка, глотки гортани, нижней челюсти, тканей неба. Нарушаются глотательные функции, при вдохе нет свободного прохода воздуха, что приводит к гнусавости голоса и другим осложнениям.
- Псевдобульбарная. Вызывается сложным неврологическим генезом. Псевдобульбарная дизартрия у детей провоцирует поражение структур мозга, отвечающих за черепные нервы, мышечную динамику. Развиваются процессы, полностью блокирующие или сильно ограничивающие подвижность мышц и артикуляцию.
- Корковая. Развивается вследствие очагового поражения ЦНС в зоне корковых структур мозга. Эта форма дизартрии отображает ряд расстройств речевой моторики: инертная артикуляция, пропуск слогов, замещение твердых звуков на мягкие и прочие.
- Подкорковая. Патологический процесс затрагивает ядерные центры серого вещества, провоцируя дисфункции мозговой системы. Патология проявляется нарушением мышечного напряжения, уменьшением силы сокращений мышц и регуляции последовательности движений. Болезнь сопровождается нечленораздельным произношением.
- Мозжечковая. Заболевание обусловлено патологиями, поражающими отростки нейронов (нервы), заднюю мозговую зону (мозжечок), лобно-мозжечковые пути. Проявляется ослаблением в мышцах языка, мышечных складках губ, вызывая ограничение подвижности.
Поскольку дизартрия – это заболевание приобретенное, либо внутриутробно, либо в самом начале жизни, то его симптомы заметны очень рано. Сразу после рождения родители могут отмечать слабость крика младенца, нарушение глотания и сосания.
Ребенок постоянно давится молоком, мимика невыразительная, на лице не отражается вся гамма эмоций и чувств. Младенец начинает ползать позже сверстников, речь тоже развивается с отставанием.
Родителям следует с первых дней жизни младенца обращать внимание на тревожные признаки поведения малыша, чтобы вовремя обнаружить и своевременно начать лечение дизартрии. Среди них:
- затрудненное дыхание;
- нарушенный тембр голоса;
- речь с постоянно меняющейся громкостью и тональностью;
- паралич жевательных мышц;
- постоянно наклонена голова;
- повышенное слюноотделение;
- повышение тонуса лицевых мышц;
- невнятная речь;
- тремор;
- гиперкинез;
- координация движений;
- смягчение звуков;
- неверное произношение звуков;
- замена слогов;
- растянутость речи.
Обследование и дальнейшее лечение детей с дизартрией осуществляется логопедом и неврологом. Важное диагностическое значение имеет логопедическая оценка речи, включающая изучение речевых и неречевых нарушений у маленького пациента.
Эта диагностика предусматривает обследование строения артикуляционного аппарата, состояния речевой и мимической мускулатуры, объема артикуляционных движений, характера дыхания.
На основании этих данных разграничивается дизартрия, моторная алалия, моторная афазия и дислалия.
Немаловажное значение при постановке диагноза имеют данные электрофизиологических исследований:
- МРТ головного мозга, показывающая наличие болезней неврологического происхождения;
- электроэнцефалография (ЭЭГ), изучающая закономерность электрической активности мозга;
- транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) – метод, помогающий при помощи магнитных импульсов неинвазивно стимулировать кору головного мозга;
- электромиография (ЭМГ), исследующая биоэлектрические потенциалы мышц;
- электронейрография (ЭНГ), позволяющая оценить состояние периферической нервной системы.
Терапия dysarthria подразумевает комплексный подход. Ребенок, независимо от возраста, нуждается в лечении, включающем прием медикаментов, занятия дыхательной гимнастикой, логопедическую коррекцию, массаж. К необязательным лечебным мероприятиям относят рефлексотерапию и физиопроцедуры, которые дают отличные результаты, если сочетаются с основной терапией.
Для устранения дефектов речи используется комплексная терапия медикаментами.
Поскольку дизартрия нередко возникает на фоне других патологий нервной системы, лекарственные средства подбирает невропатолог или психоневролог с учетом всех диагнозов.
Детям чаще назначают ноотропы – препараты, влияющие на функции мозга, улучшающие память, умственную деятельность. Самые популярные лекарственные средства этой группы: Кортексин, Пантокальцин, Энцефабол. В комплексном лечении применяются и другие группы лекарств:
- Сосудистые (Циннаризин, Глиатилин, Инстенон). Препараты улучшают мозговое, сердечное, периферическое кровообращение, оказывают диуретическое и бронхолитическое воздействие.
- Седативные (Персен, Тенотен, Ново-пассит). Лекарственные средства обладают противотревожным, успокаивающим эффектом. Улучшают настроение, снимают раздражительность, беспокойство ребенка.
- Метаболические (Актовегин, Церебролизат). Психостимуляторы, повышающие устойчивость тканей мозга к кислородному голоданию, недостатку глюкозы. Психостимуляторы активизируют обмен веществ, на клеточном уровне повышают энергетические ресурсы организма.
Классификация дизартрии по степени тяжести
Классификация патологии предполагает разделение на формы с учетом уровня психофизического развития пациента. В соответствии с указанными критериями выделяют дизартрию у детей с нормальным психофизическим развитием или с отклонениями в работе органов и систем. В числе распространенных состояний и заболеваний, провоцирующих речевую дисфункцию:
- ДЦП (детский паралич церебрального генеза).
- Умственная отсталость, нарушение интеллекта.
- Гидроцефальный синдром.
- Задержка развития психики.
- ММД (мозговая дисфункция с минимальными проявлениями).
Дизартрия – это диагноз, который отражает нарушение иннервации мускулатуры, участвующей в образовании звуков, что обуславливает различные речевые дефекты. Виды дизартрии с учетом этиологических факторов:
- Бульбарная. Характеризуется поражением стволов черепных нервов, ядра которых располагаются в продолговатом мозге (IX-языкоглоточный, X-блуждающий, XII-подъязычный), нередко в патологический процесс вовлекаются нервы – V-тройничный и VII-лицевой.
- Псевдобульбарная. Развивается в результате повреждения корково-ядерных путей, отходящих от черепных нервов – IX-языкоглоточного, X-блуждающего, XII-подъязычного. В редких случаях повреждения затрагивают нервы – V-тройничный и VII-лицевой.
- Мозжечковая. Развивается из-за поражений мозжечка и путей передачи мозжечковых импульсов.
- Подкорковая. Характеризуется поражением отделов паллидарной (черное вещество, бледный шар, красное и субталаическое ядра) или стриарной (скорлупа, хвостатое ядро) системы.
- Корковая. Развивается на фоне повреждения корково-ядерных путей, отходящих от черепных нервов – VII-лицевого, XII-подъязычного.
С учетом, какая форма дизартрии развивается, бывают разные проявления патологии. При разных формах различаются характер и степень выраженности речевых дефектов. Дизартричная речь – это нарушения в образовании звуков, тональности, силы голоса, которые нередко поддаются медицинской коррекции.
- Стёртая — патология получила своё название из-за «стёртых» симптомов. В отличие от других степеней тяжести стёртая форма не имеет ярко выраженных проявлений. Визуальным осмотром болезнь выявить не получится. Стёртая дизартрия диагностируется только после обследования и прохождения специальной пробы.
- Лёгкая — речь нарушена незначительно. Дефекты заметны близким и окружающим людям, но они вполне понимают произношение.
- Средняя — при этой степени симптомы более выражены, и речь становится невнятной. Члены семьи отчётливо слышат нарушения, но большую часть фраз распознают. Посторонние могут не понять, о чём говорит пациент.
- Тяжёлая — самая тяжёлая и опасная форма патологического процесса. В этом случае речь совсем отсутствует или неразборчива даже для близкого окружения.
Полное или частичное отсутствие речевых способностей определяется как анартрия. Понимание услышанной речи в данном случае не страдает, а воспроизведение определённых звуков при помощи щёк, языка и зубов практически невозможно.
Формы дизартрии
Для II степени характерны выраженные дефекты речи, но при этом окружающим понятно, что говорит ребенок.Лечение дизартрии первой и второй степени наиболее успешно.
Речь ребенка с дизартрией III степени понятна родителям и близким людям, посторонний человек навряд ли сможет понять его слова.
Стертая форма дизартрии – это патология речи, которая проявляется расстройством просодического и фонетического компонентов системы, возникающая вследствие микроочагового поражения мозга.
Сегодня диагностика и способы коррекционного воздействия проработаны довольно слабо. Данная форма заболевания чаще диагностируется только после достижения ребенком возраста пяти лет. Всех детей с подозрением на стертую форму дизартрии направляют к невропатологу для подтверждения или не подтверждения диагноза.
Симптомы стертой дизартрии: моторная неловкость, ограниченное количество активных движений, быстрая утомляемость мышц при нагрузках функционального характера. Больные дети не очень устойчиво стоят на одной ноге и не могут совершать прыжки на одной ноге. Такие дети гораздо позднее других и с трудом усваивают навыки самообслуживания, такие как застегивание пуговиц, развязывания шарфа.
Они характеризуются скудной мимикой, невозможностью держать рот закрытым, так как нижняя челюсть не может зафиксироваться в приподнятом состоянии. При пальпации лицевые мышцы вялые. В связи с тем, что губы тоже вялые, не происходит необходимая лабиализация звуков, поэтому ухудшается просодическая сторона речи. Звукопроизношение характеризуется смешением, искажением звуков, их заменой или полным отсутствием.
Речь таких детей довольно трудно понять, она не обладает выразительностью и внятностью. В основном наблюдается дефект воспроизведения шипящих и свистящих звуков. Дети могут смешивать не только близкие по способу образования и сложные звуки, но и противоположные по звучанию. В речи может появляться назальный оттенок, темп чаще бывает ускорен. Голос у детей тихий, они не могут менять высоту голоса, подражая каких-нибудь животных. Речь характеризуется монотонностью.
Первая степень дизартрии носит также название стертой. Это определение было дано из-за симптомов, которые сопровождают легкую форму дизартрии. Проявляется это в том, что при непрерывном разговоре некоторые слоги и слова ребенок начинает пропускать, то есть «стирать» их. В то же время, единичные слова он произносит вполне отчетливо.
Причиной стертой дизартрии служат небольшие очаги поражений головного мозга. Соответствующий диагноз ставится ребенку в возрасте около 5 лет, когда становится понятно, что речь ребенка «отстает» от речи сверстников. Другими симптомами стертой дизартрии являются неловкие движения и слабая мимика. Сильнее всего заболевание проявляется в нарушении мелкой моторики, когда ребенку трудно выполнять несложную работу: застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.
После воспаления мозга у ребенка может развиться другая форма дизартрии, которая носит название псевдобульбарной. Она проявляется в виде нарушений речевой моторики, сосательного рефлекса и глотания. Ребенок с этой формой дизартрии говорят медленно и тихо, испытывая наибольшие проблемы с произношением шипящих и сонорных звуков. При этом смысл речи и порядок слов не нарушаются.
Псевдобульбарная дизартрия
Бульбарная и псевдобульбарная дизартрия имеют много общих симптомов. Однако две формы недуга имеют и принципиальное отличие: при бульбарной дизартрии поражаются периферические нейроны, а при псевдобульбарной – центральные.
К основным симптомам псевдобульбарной дизартрии можно отнести:
- Уменьшение двигательной активности ребенка.
- Значительное ухудшение памяти, малыш не может сконцентрировать свое внимание на чем-то одном.
- Проблемы с артикуляций и произношением звуков речи. Однако парез мышц в этом случае не развивается (в отличие от бульбарной формы недуга).
- Мышцы возле рта и на подбородке время от времени непроизвольно сокращаются.
Кроме бульбарной и псевдобульбарной дизартрии медики выделяют еще несколько форм патологии.
Подкорковая. Голосовой аппарат и мимические мышцы больного непроизвольно сокращаются. Речь становится более медленной и тягучей, при эмоциональной перегрузке может вообще пропадать. Если не лечить такое заболевание, ребенок может постепенно потерять слух.
Мозжечковая. Встречается очень редко. У больного речь становится скандированной, он часто непроизвольно выкрикивает отдельные слова или фразы.
Псевдобульбарная дизартрия – это наиболее распространенная форма заболевания. Она является следствием органического поражения мозга, перенесенного в раннем детском возрасте. В результате энцефалита, интоксикации, опухолевых процессов, родовых травм у детей возникает псевдобульбарный парез или паралич, который обуславливается поражением проводящих нейронов, которые идут от коры мозга к языкоглоточному, блуждающему и подъязычному нервам.
Вследствие псевдобульбарного пареза у детей происходит расстройство общей и речевой моторики, нарушается сосательный рефлекс, глотание. Мускулатура лица вялая, изо рта наблюдается слюнотечение.
Выделяют три степени выраженности данной формы дизартрии.
Легкая степень дизартрии проявляется трудностью артикуляции, которая заключаются в не очень точных и замедленных движениях губ и языка. При этой степени также происходят легкие, невыраженные нарушения глотания и жевания. Из-за не очень четкой артикуляции нарушается произношение. Речь характеризуется замедленностью, смазанностью при произношении звуков.
Также трудны для детей и мягкие звуки, которые требуют подъема языка к твердому небу. Вследствие неправильного произношения страдает и фонематическое развитие, нарушается письменная речь. А вот нарушения структуры слова, лексики, грамматического строя при данной форме практически не наблюдаются. При легкой степени проявлений данной формы заболевания главным симптомом является нарушение фонетики речи.
Средняя степень псевдобульбарной формы характеризуется амимичностью, отсутствием движений мышц лица. Дети не могут надуть щеки или вытянуть губы. Также ограничены и движения языка. Дети не могут вверх поднять кончик языка, повернуть его влево или вправо и удерживать его в таком положении. Представляет огромную трудность переключение одного движения на другое. Мягкое небо также бывает малоподвижным, а голос обладает назальным оттенком.
Также характерными признаками являются: обильное слюнотечение, затруднение жевания и глотания. В результате нарушений функций артикуляции проявляются довольно тяжелые дефекты произношения. Для речи характерна невнятность, смазанность, тихость. Данная степень выраженности заболевания проявляется нечеткостью артикуляции гласных звуков.
Звуки ы, и часто смешиваются, а звуки у и а характеризуются недостаточной четкостью. Из согласных звуков чаще правильно произносятся т, м, п, н, х, к. Такие звуки, как: ч, л, р, ц воспроизводятся приближенно. Звонкие согласные чаще заменяются глухими. В результате перечисленных нарушений речь у детей становится совсем неразборчивой, поэтому такие дети предпочитают молчать, что приводит к потерям опыта речевого общения.
Тяжелая степень данной формы дизартрии называется анартрия и проявляется глубоким мышечным поражением и полным обездвиживанием речевого аппарата. Лицо у больных детей маскобразное, рот постоянно открыт, а нижняя челюсть отвисает. Тяжелая степень характеризуется затруднением жевания и глотания, полным отсутствием речи, иногда бывает нечленораздельное произношение звуков.
Бульбарная дизартрия (от лат. bulbus — луковица, форму которой имеет продолговатый мозг) проявляется при заболевании (воспалении) или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушаются расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного, иногда тройничного и лицевого).
Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба. У ребенка с подобным дефектом нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная подвижность голосовых складок, мягкого нёба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным.
У детей с описываемой формой дизартрии наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус мышц (атония). Паретическое состояние мышц языка является причиной многочисленных искажений звукопроизношения. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Лицо ребенка с бульварной дизартрией амимично.
Псевдобульбарная дизартрия — наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др.
У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. По клиническим проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры он близок к бульбарному. Однако возможности коррекции и полноценного овладения звукопроизносительной стороной речи при псевдобульбарной дизартрии значительно выше.
В результате псевдобульбарного паралича у ребенка нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица.
Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.
1. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных» движениях языка, губ. Расстройство жевания и глотания выявляется неярко, в редких поперхиваниях. Произношение у таких детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков.
Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.Недостатки произношения оказывают неблагоприятные влияния на фонематическое развитие.
Большинство детей с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе. При письме у них встречаются специфические ошибки замены звуков (т-д, ч-ц и др.). Нарушение структуры слова почти не наблюдается: то же относится к грамматическому строю и лексике. Некоторое своеобразие можно выявить только при очень тщательном обследовании детей, и оно не является характерным.
Итак, основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи.Дети с подобным нарушением, имеющие нормальный слух и хорошее умственное развитие, посещают логопедические занятия в районной детской поликлинике, а в школьном возрасте — логопедический пункт при общеобразовательной школе. Существенную роль в устранении этого дефекта могут оказать родители.
2. Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Для них характерна амимичность: отсутствие движений лицевых мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении.
Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным, голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания. Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжелый дефект произношения.
Речь таких детей обычно очень невнятная, смазанная, тихая. Характерна нечеткая из-за малоподвижности губ, языка артикуляция гласных, произносимых обычно с сильным носовым выдохом. Звуки » a» и «у» недостаточно четкие, звуки «и» и «ы» обычно смешиваются. Из согласных чаще бывают сохранены п, т, м, н, к, х.
Звуки ч и ц, р и л произносятся приближенно, как носовой выдох с неприятным «хлюпающим» призвуком. Выдыхаемая ротовая струя ощущается очень слабо. Чаще звонкие согласные заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и в сочетаниях согласных опускаются. В результате речь детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией, оказывается настолько непонятной, что они предпочитают отмалчиваться.
Наряду с обычно поздним развитием речи (в возрасте 5-6 лет) данное обстоятельство резко ограничивает для ребенка опыт речевого общения.Дети с подобным нарушением не могут успешно обучаться в общеобразовательной школе. Наиболее благоприятные условия для их обучения и воспитания созданы в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, где к этим учащимся осуществляется индивидуальный подход.
Диагностика
Если вы обнаружили у своего ребенка один или несколько из вышеперечисленных симптомов развития бульбарной дизартрии, нужно незамедлительно отправляться в больницу. Обследование маленького пациента должно проводиться одновременно двумя врачами – логопедом и невропатологом. Логопед попробует пообщаться с малышом, оценит состояние его речевого аппарата и степень подвижности мышц лица. Только после такой диагностики доктор может сделать заключение.
Бульбарная дизартрия – это патология, поражающая нервную систему, поэтому без помощи невропатолога вам не обойтись. Специалист ознакомится с заключением логопеда и проведет собственный осмотр больного. Дополнительно медик может использовать следующие диагностические методы:
- Электрографию мышц языка, шеи и конечностей;
- Анализ мочи и крови;
- Забор клинических проб на миастению;
Только после постановки точного диагноза можно приступать к лечению патологии.
Чтобы исключить другие патологии органов, которые симптоматически сходны с дизартрией, ребенка направляют на консультацию к неврологу, логопеду, ЛОРу.
Обследование детей с дизартрией начинается с назначения таких исследований:
- Электроэнцефалография. Определение активности головного мозга. Это важное исследование, так как оно показывает активность разных долей мозга, отвечающих за разные действия.
- Электромиография. Определяется мышечная активность ребенка, это исследование показывает, как мышцы реагируют на раздражитель.
- Электронейрография. Определение скорости проведения импульса по нервам.
- МРТ головного мозга. Компьютерная диагностика, показывающая активность внутренних структур мозга, наличие отклонений в строении и новообразований.
- Транскраниальная магнитная стимуляция. Безболезненная магнитная стимуляция различных участков мозга для определения их реакции и активности.
Для выбора методов лечения осмотр у логопеда осуществляется поэтапно:
- Оценка речи. Оцениваются нарушения речи ребенка, как он произносит слова, его темп и ритм речи. Как малыш воспринимает обращения к нему, какой у него словарный запас.
- Физиология. Определяются патологии, не имеющие ничего общего с артикуляционным аппаратом. Как развита лицевая мускулатура, какое дыхание у ребенка.
- Мимическое исследование. Логопед обследует работу мышц лица.
- Характеристики речи. Тщательно анализируются особенности произношения, темпа, звуковой интенсивности и ритма речи.
- Письменная речь. Дети школьного и дошкольного возраста старше 5-ти лет предоставляют написанный текст, по которому происходит анализ письменной речи.
При появлении настораживающих симптомов следует обратиться к педиатру. Если подозрения подтвердятся, врач направит вас к логопеду и неврологу для дальнейшего обследования и проведения лечения.
Логопед при обследовании оценивает наличие и степень выраженности речевых и неречевых нарушений. Последнее включает в себя изучение работы артикуляционного аппарата, состояния мимических мышц, характера дыхания.
Часто для обследования используются задания. Они могут включать в себя чтение отрывков и ответы на вопросы, списывание текста и диктанты. Результаты помогают не только поставить диагноз, но и отличить дизартрию от схожих заболеваний.
Для диагностика дизартрии необходима консультация детского невролога и психолога, логопеда. Комплексное обследование включает в себя следующие исследования:
- электроэнцефалография, позволяющая определить активность разных отделов головного мозга,
- электронейрография дает представление о скорости прохождения нервного импульса,
- электромиаграфия – определение мышечной активности, того как разные группы мышц реагируют на раздражитель,
- МРТ головного мозга позволяет найти новообразования и отклонения в строение мозга.
Логопед для постановки диагноза дизартрия у ребенка оценивает речь, работу мышц лица, письменную речь у детей старше 6 лет. Для оценки речи специалист обращает внимание на ее темп, ошибки в произношении звуков, словарный запас.
При диагностике наибольшую трудность вызывает разграничение дислалии от псевдобульбарной или корковой формы дизартрии.
Стертая форма дизартрии является пограничной патологией, которая находится на рубеже между дислалией и дизартрией. В основе всех форм дизартрии лежат всегда очаговые поражения мозга с неврологической микросимптоматикой. Вследствие этого для постановки правильного диагноза нужно проводить специальное неврологическое обследование.
Также следует разграничивать дизартрию от афазии. При дизартрии нарушена техника речи, а не праксические функции. Т.е. при дизартрии больной ребенок понимает написанное и услышанное, может логично выражать свои мысли, несмотря на дефекты.
Постановка дифференциального диагноза происходит на основании общего системного обследования, разработанного отечественными логопедами, с учетом специфики перечисленных неречевых и речевых нарушений, возраста, психоневрологического состояния ребенка. Чем младше ребенок и чем меньше его уровень речевого развития, тем более значим в диагностике анализ неречевых расстройств. Поэтому сегодня, основываясь на оценке неречевых расстройств, разработаны способы раннего выявления дизартрии.
Наличие псевдобульбарных симптомов – это наиболее частое проявление дизартрии. Его первые признаки можно выявить даже у новорожденного. Такая симптоматика характеризуется слабостью крика или вообще его отсутствием, нарушением сосательного рефлекса, глотания или их полное отсутствие. Крик у больных детей на продолжении длительного времени остается тихим, часто с носовым оттенком, плохо модулированным.
Дети при сосании груди могут захлебываться, синеть, иногда молоко может вытекать из носа. В более тяжелых случаях ребенок в первое время вообще может не брать грудь. Кормление таких детей происходит через зонд. Дыхание может быть поверхностным, часто аритмичным и учащенным. Такие нарушения сочетаются с подтеканием молока изо рта, с лицевой асимметричностью, отвисанием нижней губы. Вследствие этих расстройств ребенок не может захватить соску или сосок груди.
По мере взросления ребенка все больше проявляется недостаточность интонационной выразительности крика и голосовых реакций. Все звуки, издаваемые ребенком, отличаются однообразностью и появлением позже нормы. Ребенок, страдающий на дизартрию, на протяжении длительного времени не может кусать, жевать, может давиться твердой пищей.
С взрослением ребенка постановка диагноза происходит на основании следующих речевых симптомов: устойчивых дефектов произношения, недостаточности произвольной артикуляции, голосовых реакций, неправильности расположения языка в ротовой полости, расстройства голосообразования, речевого дыхания и задержки развития речи.
— наличие слабовыраженной артикуляции (недостаточное загибание кончика языка вверх, тремор языка и др.);
— наличие просодических расстройств;
— наличие синкинезии (например, движения пальцев рук, которые возникают при движениях языком);
— замедленность темпа артикуляций;
— трудность удержания артикуляции;
— трудность в переключении артикуляций;
— устойчивость нарушений произношения звуков и затруднение автоматизации поставленных звуков.
Также правильный диагноз помогают установить функциональные пробы. Например, логопед просит ребенка открыть рот и высунуть язык, который следует удерживать неподвижно посередине. Одновременно с этим ребенку показывают передвигаемый в боковом направлении предмет, за которыми ему нужно следить. О наличии дизартрии при этой пробе свидетельствует движение языка в сторону, в которую двигаются глаза.
При обследовании ребенка на наличие дизартрии необходимо особое внимание уделять состоянию артикуляции в покое, при движениях мимики и общих движениях, в основном артикуляционных. Необходимо обратить внимание на объем движений, их темп и плавность переключения, соразмерность и точность, наличие оральных синкинезий и др.
Врач, который будет вести маленького пациента с такой проблемой – детский невролог. Также ребенку предстоит посещать логопеда. Но для начала должен быть установлен правильный диагноз. Невролог назначит прохождение электроэнцефалографии, электронейрографии, может быть проведено МРТ головного мозга. Отдельные схемы обследования есть у логопедов. Они обследуют ребенка отдельно и составляют клинико-психологическую характеристику.
Оценивается речь и совокупность неречевых нарушений. Специалист оценивает, насколько правильно работают речевые мышцы, достаточно ли они активны, нет ли анатомических нарушений в их строении. Логопеда интересует тип семейного воспитания, сроки и характер обретения ребенком первых речевых навыков.
Лечение и коррекция
Лечение требует комплексного подхода, так как монотерапия (приём одного медикамента) ничего не даст. Основные цели терапевтических мероприятий — коррекция речи, нормализация речевого дыхания и устранение нарушений голоса. Для этих целей назначаются лекарственные препараты, лечебная физкультура (ЛФК), логопедические занятия.
Лекарственные препараты подбираются врачом в зависимости от вида патологии. Чаще всего назначаются следующие фармакологические группы:
- Ноотропы — препараты, предназначенные для повышения умственных способностей и улучшение памяти. К таким лекарствам относится «Энцефабол», «Пантокальцин», «Пикамилон»;
- Седативные (успокаивающие) — медикаменты, снимающие нервное перенапряжение, обладающие противотревожным воздействием. Наиболее популярные — «Персен» и «Ново-пассит»;
- Блокаторы кальциевых каналов — нормализуют мозговое кровообращение, работу сосудистой системы, снижают риск развития кислородного голодания клеток головного мозга. Результативными препаратами считаются «Циннаризин», «Глиатилин» и «Инстенон»;
- Метаболики — коррекция функций дыхательных функций, улучшение обмена веществ, нормализация мозгового кровообращения. Применяются при различных черепно-мозговых травмах, гипоксии и прочих патологических состояниях. Чаще всего назначают — «Церебролизат» или «Актовегин».
Любое назначение делается врачом после проведения диагностики и постановки точного диагноза. Помните — самолечение недопустимо и приводит к отягчающим последствиям.
Занятия с логопедом
Логопедические процедуры благотворно воздействуют на мышцы артикуляционных органов и развивает мелкую моторику. Индивидуальные методики разрабатывает логопед в зависимости от патологического состояния. В комплекс упражнений, как правило, входят:
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
- Упражнения, развивающие голос (ортофония);
- Дыхательная гимнастика;
- Коррекция выразительности речи;
- Лечение и коррекция нарушений письменной речи;
- Восстановление читательских способностей.
Лечебная гимнастика
Одна из важных методик при дизартрии любой степени. Упражнения выполняются в домашних условиях на постоянной основе. Это могут быть повороты туловища, наклоны вперёд и прочее. При выполнении любых комплексных упражнений важно правильно дышать. Глубокий вдох делается через рот, а медленный выдох через нос. Гимнастика помогает нормализовать обменные функции, укрепить организм и улучшить мозговое кровообращение.
Массаж
Область массирования | Методика |
Язык | Каждое упражнение выполняется не менее 5—7 раз. Для начала необходимо погладить язык указательным пальцем. Движение — спиралевидное. При этом нужно слегка надавливать, не злоупотребляя силой давления. Второй комплекс упражнений — умеренные пощипывания и поглаживания. Производятся от кончика языка до его середины. |
Губы | Массаж делается двумя пальцами. Движения — спиралевидные и волнообразные. Сначала аккуратно массируется верхняя губа, затем нижняя и уголки губ. Завершающий этап — поглаживания, лёгкие пощипывания и похлопывания. |
Нёбо | Сначала производятся поглаживания языком по направлению от клыков до середины нёба. Затем делаются похлопывания в том же направлении. Завершение — поглаживания нёба языком волнообразными движениями. |
В период реабилитации назначается физиотерапия, иглоукалывание, принятие лечебных ванн, гирудотерапия (лечение пиявками). Немаловажную роль в лечении дизартрии играют методы нетрадиционной коррекции — дельфинотерапия, изотерапия (лепка из глины, терапия рисунками и прочее), сенсорная терапия. Эффективность лечения зависит от правильности подобранной индивидуальной терапевтической программы.
Специалисты Юсуповской больницы имеют высшие врачебные категории, многолетний опыт по успешному устранению патологии и используют только современное оборудование. Благодаря этому каждому пациенту будет оказана квалифицированная помощь и подобрана самая результативная индивидуальная методика для лечения дизартрии.
Лечение бульбарной дизартрии обязательно должно быть комплексным. Только правильный подход к решению проблемы позволит полностью от нее избавиться. Не нужно думать, что достаточно ребенку принять несколько таблеток или сделать укол, и симптомы недуга бесследно исчезнут. Будьте готовы к тому, что маленькому пациенту понадобится длительное и сложное лечение в течение нескольких месяцев.
Чем меньше ребенок, тем проще вылечить у него дизартрию. Иногда бывает достаточно простого посещения специальных занятий с логопедом и незначительной коррекции речи.
Комплексная терапия бульбарной дизартрии включает:
- Медикаментозное лечение. Врачи, как правило, назначают больному прием ноотропных препаратов, которые значительно стимулируют умственную деятельность и работу головного мозга. К таким медикаментам можно отнести – Пирацетам, Луцетам и пр.
- Прием таблеток для уменьшения слюноотделения. Это значительно облегчит состояние ребенка, ведь при бульбарной дизартрии у маленького пациента выделяется до 1 л. слюны в сутки.
- Если патология развивается из-за опухоли или гнойника, проблему нужно срочно устранить.
- Дополнительный прием витаминов и микроэлементов для укрепления организма и восстановления функций пораженного болезнью организма.
- При необходимости проводится искусственная вентиляция легких, предназначенная для лечения нарушения дыхательной функции.
- Уроки с логопедом.
- Физиотерапия, иглоукалывание, лечебная физкультура.
Если больной будет использовать одновременно все методы терапии, недуг очень быстро отступит.
Одной из наиболее важных составляющих комплексного лечения бульбарной дизартрии является посещение специальных занятий у логопеда. Такой специалист точно знает, какие именно упражнения должен выполнять больной ребенок для качественной разработки органов артикуляции. Занятия с логопедом предназначены для:
- Тренировки выразительной и четкой речи;
- Правильной постановки голоса и речевого дыхания;
- Разработки мышц артикуляционного аппарата;
- Исправления грубых ошибок в произношении отдельных слов.
Кроме того, специалист может выполнить качественный массаж языка пациента, чтобы сделать его более подвижным.
Рассмотрим несколько простых примеров упражнений эффективных при бульбарной дизартрии.
- Попросите ребенка запрокинуть голову как можно выше, и сделать вид, будто он что-то жует и глотает. Во время выполнения упражнения запрещено открывать рот.
- Больной открывает широко рот, и удерживает язык прижатым к зубам. В такой позиции нужно задержаться на 5-15 сек.
- Предложите ребенку поиграть в интересную игру. Вы будете давать ему простые предметы ( коктейльные трубочки, карандаши, бумагу), а он постарается как можно дольше удержать их губами.
- Рот больного плотно закрыт. Обе щеки должны надуваться, а затем втягиваться.
Эти упражнения на первый взгляд очень простые, но тем не менее , очень эффективные. Если у вас нет возможности посещать логопеда регулярно, занимайтесь с больным ребенком самостоятельно в домашних условиях. Повторяйте этот комплекс 2-3 раза в день, и очень скоро заметите значительные улучшения произношения слов и артикуляции у малыша.
Дизартрия у детей требует комплексного лечения (медикаментозное, логопедическое, вспомогательные методы).
Медикаментозное лечение состоит в терапии неврологического заболевания приведшего к дизартрии, приеме ноотропов (энцифобал, церепро, фенибут и другие). Эти препараты улучшают работу мозга, память, умственную и познавательную деятельность ребенка.
Работа с логопедом
Занятия с логопедом очень важны при лечении дизартрии у детей. Специалист составляет индивидуальную речевую карту, на основе которой строится план индивидуальных или групповых занятий. В ходе логопедической терапии внимание уделяется развитию артикуляции (специальная гимнастика, логопедический массаж), мелкой моторике (пальчиковые игры), речевого дыхания (специальная гимнастика), правильному произношению. Занятия проходят в игровой форме.
Для лечения дизартрии у детей широко применяется ЛФК, специальный и точечный массажи, лечебные ванны, иглоукалывание, физиотерапевтические процедуры, песочная и изотерапия, дельфинотерапия.
Лечение дома
Важно, что результат может быть достигнут и закреплен при условии домашней работы родителей с ребенком.
Родители должны поддерживать ребенка, мягко поясняя, что развивать речь нужно и что он обязательно достигнет результата.
Специалисты рекомендуют следующие упражнения, помогающие в домашних условиях бороться с дизартрией у детей:
- массаж языка. Необходимо высовывать язык изо рта, облизывать губы, поворачивать язык в разные стороны,
- гимнастика для нижней челюсти. Открывая и закрывая рот прищелкнуть зубами, ребенок должен зажать между зубами тканевую повязку, а взрослый должен попытаться вытянуть ее,
- упражнения для щек и губ. Надувать и втягивать поочередно щеки, надувать губы, создавать вибрацию губами,
- упражнения на развитие речевого дыхания, специальная дыхательная гимнастика,
- упражнения для звукопроизношения. Специальные скороговорки и стишки.
Важно, чтобы родители понимали опасность самолечения и необходимость регулярного наблюдения у детского невролога, психолога и логопеда.
Родители, столкнувшиеся с проблемой дизартрии у детей, не должны отчаиваться своевременно начатое лечение помогает если не полностью восстановить речь, то добиться существенных результатов. Внимание и забота, помощь ребенку с принятием его особенностей залог успешной терапии.
Основная направленность лечения дизартрии – это развитие у ребенка нормальной речи, которая будет понятна окружающим, не будет препятствовать общению и дальнейшему обучению элементарным навыкам письма и чтения.
Коррекция и терапия при дизартрии должны быть комплексными. Кроме постоянной логопедической работы требуется также и медикаментозное лечение, назначенное невропатологом, и ЛФК. Терапевтическая работа должна быть направлена на лечение трех основных синдромов: расстройства артикуляции и речевого дыхания, нарушения голоса.
Медикаментозная терапия дизартрии подразумевает под собой назначение ноотропов (например, Глицин, Энцефабол). Их положительный эффект основан на том, что они специфически воздействуют на высшие функции мозга, стимулируют умственную деятельность, улучшают процессы обучения, интеллектуальную деятельность и память детей.
Лечение назначают совместно невролог и логопед. Первый может рекомендовать медикаменты и физпроцедуры для восстановления функций нервной системы. Восстановить их полностью возможно только в случае легкой дизартрии, при органических поражениях мозга доступна лишь частичная коррекция нарушения.
Посещать логопеда придется часто и регулярно. Он даст рекомендации родителям для занятий с ребенком в домашних условиях, а также будет проводить занятия с малышом самостоятельно.
Ребенку обязательно должен проводиться точечный массаж, ЛФК, не исключено назначение лечебных ванн, иглоукалывания. Хорошие результаты в качестве базового фона для коррекции показывают такие альтернативные терапевтические методы, как дельфинотерапия, ипотерапия, арттерапия, особенно те ее разделы, которые подразумевают развитие мелкой моторики – занятия с песком, лепка, квилинг.
Пальчиковая гимнастика поможет лечить нарушение речи в большей степени, чем может показаться на первый взгляд – чем лучше ребенок с нормальным психофизическим развитием владеет своими пальчиками, тем лучше развиваются мышцы его речевого аппарата.
Логопед научит родителей проводить логопедический массаж и делать вместе с малышом артикуляционную гимнастику, особое внимание придется уделить развитию речевого дыхания. Будут даны разные комплексы для младшего или среднего возраста по технологии коррекции звукопроизношения.
Процесс лечения очень длительный, кропотливый, требующий от родителей терпения, исполнительности и обязательности. Прогнозы будут зависеть не только от изначальной степени патологии, но и от того, насколько мамы и папы сумеют быть последовательным и трудолюбивыми в коррекции дизартрии. Добиться благоприятных результатов можно только тогда, когда коррекция началась рано. При запущенной дизартрии прогнозы значительно хуже. Многое зависит в прогнозировании и от того, каково основное заболевание.
Исправить речь почти полностью можно только в случае скрытой дизартрии, и то при условии, что родители будут старательными. Такие дети смогут без проблем учиться в общеобразовательной школе. В остальных случаях возможно не полное выздоровление, а лишь улучшение речевых навыков и функций. Для лучшей адаптации в обществе таким детям рекомендовано посещать специализированные детские сады и общеобразовательные учреждения для учеников и воспитанников с нарушениями речи. Также рекомендуется систематическое посещение логопеда, невролога, психоневролога.
Лечение и коррекция
Коррекция дизартрии подразумевает систематическую медикаментозную терапию, реабилитационные мероприятия, лечебную физкультуру, физиотерапевтические мероприятия и тому подобное. Неврологом после проведения ряда обследований назначается необходимый комплекс мероприятий, подбирающийся в зависимости от индивидуального случая.
Нередко применяются нетрадиционные методы лечения: дельфинотерапия, изотерапия, пескотерапия, сенсорная терапия и тому подобное. Хорошие результаты показывает применение иглоукалывания.
Логопедические занятия направлены на развитие мелкой моторики, моторики аппарата речи. Проводится работа с дыханием пациента, голосом, межречевой коммуникацией.
Коррекционную работу для преодоления дизартрии необходимо проводить регулярно наряду с приемом медикаментозного лечения и реабилитационной терапии (например, лечено-профилактическими упражнениями, лечебными ваннами, гирудотерапией, иглоукалыванием и др.), которая назначается невропатологом. Хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные методы коррекции, такие как: дельфинотерапия, изотерапия, сенсорная терапия, пескотерапия и др.
Коррекционные занятия, проводимые логопедом, подразумевают под собой: развитие моторики речевого аппарата и мелкой моторики, голоса, формирование речевого и физиологического дыхания, коррекция неверного звукопроизношения и закрепление поставленных звуков, работу над формированием речевой коммуникации и выразительностью речи.
Содержание и способы коррекционной работы различаются в зависимости от тяжести и формы дизартрии, степени речевого развития.
Выделяют основные этапы коррекционной работы. Первый этап занятия – это массаж, при помощи которого развивается мышечный тонус речевого аппарата. Следующим этапом является проведение упражнения для формирования правильной артикуляции, с целью последующего правильного произношения звуков ребенком, для постановки звуков.
Немаловажным для положительного исхода дизартрии является психологическая поддержка ребенка близкими людьми. Для родителей очень важно научиться хвалить детей при любых его, даже самых крохотных достижениях. У ребенка необходимо сформировать положительный стимул для самостоятельных занятий и уверенность в том, что он все сможет.
Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием должно быть комплексным. Когда нарушение достоверно установлено, специалист назначает прием лекарственных препаратов, физиопроцедуры и курс занятий с логопедом. Большое внимание уделяется самостоятельной работе родителей, так как восстановление нормальной речи требует постоянной тренировки.
Дизартрией называется нарушение речи, которое сопровождается расстройством органов речевого аппарата и патологиями нервной системы, из-за чего речь становится нечленораздельной или невнятной. По статистике, дизартрия занимает второе место среди всех форм нарушения речи у детей. Во многих случаях появление дизартрии связано с детским церебральным параличом, инфекциями во время беременности матери ребенка, перенесенными заболеваниями в младенческом возрасте и т.д. Однако дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием тоже встречается довольно часто.
Для каждого возрастного периода существует определенная характеристика речевого развития ребенка. Если он начинает «отставать» от сверстников, родителям следует показать его специалисту. Диагностикой дизартрии у детей занимаются логопед и невролог. Степень неврологического обследования зависит от предполагаемого диагноза и может включать в себя МРТ головного мозга, электромиографию, электронейрографию и другие процедуры.
Логопед при дизартрии у детей проводит еще больший объем работы. Чтобы точно понять причину патологии, он оценивает речевые и неречевые нарушения. Изучение неречевых симптомов заключается в оценке строение артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния лицевой и речевой мускулатуры и дыхания.
Речевые симптомы, как следует из названия, оцениваются во время разговора ребенка. Для этого логопед предлагает маленькому пациенту произнести слова и фразы разной сложности и с разным темпом. Оценивается правильность произношения звуков, ритм и темп речи, ее разборчивость, синхронность артикуляции и дыхания, а также другие характеристики речевого развития.
Корректируется дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием посредством систематических упражнений. Наибольшую часть занятий составляют упражнения на развитие органов речевого аппарата и логопедический массаж. Также внимание уделяется дыхательной гимнастике, коррекции отдельных звуков и развитию речевых коммуникаций.
При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.
Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.
Бульбарная дизартрия поражает один из отделов головного мозга. Этот недуг может развиваться у ребенка в раннем возрасте или, даже, на этапе внутриутробного развития. Однако современные медики до сих пор не знают точную причину возникновения этой страшной патологии. Именно поэтому профилактики от бульбарной дизартрии просто не существует.
Однако это еще не значит, чтоб вы во всем должны полагаться на волю случая. Чтобы уменьшить риск развития этого и многих других заболеваний у маленького ребенка, молодые родители должны правильно заботиться о его здоровье. Беременная женщина должна правильно питаться, не пить алкоголь и не курить. Если есть угроза выкидыша или подозрение на серьезное инфекционное заболевание, незамедлительно обращайтесь в больницу.
Симптоматика
- частые срыгивания,
- вялое или затрудненное сосание,
- отсутствие или слабость гуления и лепета,
- гнусавость издаваемых звуков,
- сильное запаздывание первых слов вплоть до 2,5 лет.
- Для детей постарше характерны следующие симптомы заболевания:
- меняется темп речи, он становится неустойчивым, то слишком медленный, то быстрый,
- речь тихая, невнятная, монотонная, создается впечатление, что ребенок говорит «в нос»,
- нарушается речевое дыхание: становится прерывистым с укороченным вдохом, может сбиваться на середине фразы,
- голос кажется слишком писклявым,
- ребенок путает звуки, меняет местами в слове, пропускает или искажает произношение нескольких или всех звуков, например твердые смягчает, не может выговаривать шипящие или свистящие звуки,
- спазм артикуляционных мышц (плотно сжатые губы, постоянно напряженные мышцы шеи, языка, лица),
- вялость артикуляционных мышц (малоподвижный или не подвижный язык, полуоткрытый рот, обильное слюнотечение,
- не смыкание губ, при открытии рта язык может самопроизвольно вываливаться),
- дистония артикуляционных мышц (повышенный тонус мышц сменяется их вялостью),
- безэмоциональность во время разговора, связанная со спазмом мышц лица, приводящему к отсутствию мимики.
Заметив первые небольшие «странности» в речи ребенка необходимо обратиться к детскому неврологу за консультацией. Не стоит игнорировать плановые посещения педиатра и других специалистов в первый год жизни ребенка. Во время выявленная дизартрия поддается коррекции, что в дальнейшем позволит ребенку ходить в обычную школу.
Дети с дизартрией имеют ряд особенностей поведения. Им трудно застегивать пуговицы и шнуровать обувь, правильно держать карандаш. Таким детям с трудом удается освоить работу с ножницами. Физические упражнения или танцевальные движения тоже даются не легко, ребенок заметно неуклюж.
Наблюдается отклонение языка от линии, разделяющей череп на правую и левую половину, в сторону, где расположена ослабленная мышца. При двустороннем поражении мускулатуры языка орган распластан в глубине ротовой полости. Больной испытывает затруднения при попытке выдвинуть язык изо рта. Мягкое небо больше опущено с одной стороны.
Параллельно выявляется гипомимия (ослабление, отсутствие выразительности мимики из-за снижения тонуса мимических мышц). Из-за отсутствия мимического выражения лицо напоминает неподвижную маску. Типичный признак дизартрии бульбарной формы – дисфагия (нарушение функции глотания). Пациент испытывает трудности при глотании жидкой и твердой пищи. В старшем детском возрасте бульбарная форма дизартрии характеризуется нарушением произношения. Основные речевые дефекты:
- Утрата дифференциальных признаков при произнесении согласных звуков.
- Назализация (участие в создании звуков носового дыхания).
- Гортанное звучание гласных.
- Приближение звучания всех гласных к звуку «а-ы».
Указанные дефекты делают речь неразборчивой и непонятной окружающим. Речевые нарушения у детей с дизартрической патологией псевдобульбарной формы проявляются нарушением произношения:
- Расстройство интонационной и мелодической структуры речи.
- Ярко выраженная назализация.
- Изменение звуков, в создании которых участвует кончик языка («р», «ш», «л» и другие).
- Расстройство лабиализации (выпячивание вперед губ), что приводит к нарушению произношения гласных и губных согласных.
Диагноз дизартрия сочетается с диспраксией – расстройством двигательной координации, нарушением произвольных движений. Парез, ослабление голосовых складок приводит к формированию речи, в которой звонкие звуки оглушаются, а глухие становятся звонкими. Клиническая картина псевдобульбарной формы напоминает симптомы бульбарной. В первом случае дефекты лучше поддаются коррекции.
Одно из проявлений псевдобульбарной формы – дисграфия (нарушение функции письма, проявляющееся стойким повторением орфографических ошибок). Дисграфия развивается из-за некорректности звукового анализа, связанной с недостатками произношения. Основные речевые дефекты при легкой степени – расстройство фонетического (звуковое строение, интонация) компонента речи и просодии (ударение на определенный слог, длительность слога).
При псевдобульбарном дизартрическом синдроме тяжелой степени происходит анартрия (невозможность произносить слова, буквы и звуки, коррелирующая с параличом мускулатуры и нервов, пролегающих в зоне речевого аппарата). Лицо ребенка напоминает застывшую маску, рот постоянно открыт, наблюдается ограничение движений губами и языка, который неподвижно располагается в глубине ротовой полости.
Мозжечковая дизартрия у ребенка проявляется характерными внешними признаками. Лицо практически лишено мимического выражения, происходит опущение носогубных складок. В движениях языка отсутствуют точность и слаженность. Наблюдается дисфагия. Тремор (частые, непроизвольные, колебательные движения) дыхательной мускулатуры провоцирует дрожание голоса.
Ригидная (обусловленная гипертонусом) подкорковая форма проявляется скованностью, нечеткостью, монотонностью речи, снижением модуляции и силы голоса. Гиперкинетическая (обусловленная непроизвольными, неконтролируемыми сокращениями групп мышц) подкорковая форма проявляется увеличением периода между отдельными процессами артикуляции (при перестройке произносительного аппарата для совершения разных звуков).
Корковая дизартрия у детей внешне проявляется асимметричным расположением или сглаженностью носогубных складок. Когда ребенок улыбается, угол рта остается опущенным. Выдвижение языка вперед из ротовой полости сопровождается отклонением в сторону расположения пораженной мышцы. Корковая моторная дизартрия развивается вследствие повреждения центральной извилины, где формируются импульсы, управляющие артикуляционными движениями.